Как стало известно "Ъ", от предложенной ЦБ радикальной меры — отстранения Агентства по страхованию вкладов (АСВ) от санационных процессов — решено отказаться. АСВ останется главным санатором, хотя ЦБ сможет контролировать процесс, получив большинство в совете директоров агентства. Еще одним условием компромисса со стороны Банка России станет вывод из АСВ банка "Российский капитал", который санирует СУ-155. По данным "Ъ", новым владельцем банка может стать АИЖК.
Новая концепция реформирования института санации банков обсуждалась в среду на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Как рассказали источники "Ъ", на совещании выяснилось, что от громко обнародованной (на Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге; см. "Ъ" от 1 июля) и даже поддержанной на высшем уровне идеи ЦБ отстранить АСВ от новых банковских санаций участники дискуссии теперь склонны отказаться. Ввиду не самой высокой эффективности санационных процессов, на которые затрачено уже около 1,6 трлн руб., ЦБ планировал взять управление процессом оздоровления банков в свои руки — через создание собственного фонда (который должен был входить в капитал санируемых банков) и собственной же управляющей компании. Эта концепция обсуждалась несколько месяцев и по понятным причинам не вызывала энтузиазма ни в АСВ, ни в правительстве (особенно в Минфине, глава которого Антон Силуанов является председателем совета директоров АСВ), но позиции ЦБ считались фактически незыблемыми. Новый согласованный участниками дискуссии подход, по словам собеседников "Ъ", предполагает сохранение за АСВ статуса института, курирующего санацию с рядом "но".
Во-первых, средства на оздоровление Центробанком будут выделяться не, как сейчас, банку-санатору, а напрямую — самому санируемому банку, видимо, во избежание злоупотреблений со стороны санаторов этими деньгами в собственных нуждах, о которых много официально говорилось в последнее время. Правда, вопрос — будет ли при этом денежный поток на первом этапе проходить через АСВ, прежде чем поступить конечному получателю, как сейчас,— остается пока открытым.
Во-вторых, соглашаясь отказаться от своей первоначальной идеи прямо курировать санацию, ЦБ потребовал взамен косвенный контроль над процессом оздоровления — через большинство в совете директоров АСВ. Сейчас большинство (7 из 13 членов совета директоров) у правительства, которое, по сути, является учредителем АСВ (агентство — государственная корпорация, созданная Российской Федерацией). Еще пять мест в совете — у ЦБ. Одно занимает генеральный директор АСВ (по должности).
Третье условие ЦБ — АСВ должно отдать банк "Российский капитал", который санирует в качестве собственника с 2008 года, другому инвестору, говорят собеседники "Ъ". "ЦБ уже год очень жестко выступает против схемы санации СУ-155, которую осуществляет сам "Российский капитал", потому что дыру в проекте надо закрывать через капитал банка, и совершенно понятно, что делать это — то есть осуществлять за свой счет еще и санации СУ-155 — ЦБ не хочет как по финансовым, так и по идеологическим соображениям",— говорит источник "Ъ", близкий к регулятору. АСВ не против отказаться от "Российского капитала". "Это большая головная боль для агентства и большая нагрузка,— указывает один из источников "Ъ".— Менеджерам АСВ приходится участвовать во всех совещаниях по СУ-155 и утверждать решения. Это очень трудоемкий проект". Источник, близкий к АСВ, это подтвердил.
Более того, реальный объем дыры СУ-155 до конца не известен никому, и это только усиливает напряжение между сторонами. "Фактически, "Российский капитал" в этой истории становится разменной монетой. С одной стороны, "Российский капитал" занялся этим проектом по поручению правительства, но без согласования с ЦБ, с другой — ЦБ, выступая с идеей нового механизма санации, ни с кем в правительстве предварительно ее не обсуждал, чем также вызвал большое недовольство",— поясняет один из собеседников "Ъ" причины столь радикального разворота ситуации. Правительство в результате "сохраняет лицо", ЦБ — более или менее без репутационных потерь отказывается от собственных слов, поясняют собеседники "Ъ". Впрочем, по их словам, ЦБ все же оговорил за собой право создать управляющую компанию "как некий план Б", но этот план больше теоретический.
Кроме политических амбиций сторон у предложенного разрешения ситуации есть и объективные причины. "С созданием фонда есть две ключевые проблемы — конфликт интересов функций надзора и оздоровления и необходимость огромного количества изменений в действующее законодательство",— уточнил один из собеседников "Ъ". По его словам, это требует времени и серьезной работы, на время которых санационные процессы были бы фактически заморожены, в то время как не все проблемные банки могут подождать.
Опрошенные "Ъ" эксперты считают достигнутый компромисс разумным. "АСВ удалось отстоять свой функционал, потому что у него есть опыт и экспертиза в этом вопросе,— рассуждает старший директор по финансовым институтам Fitch Ratings Александр Данилов.— ЦБ не удалось отстоять самостоятельную структуру, но тем не менее регулятор получает желаемый контроль над процессом санации, а тот факт, что контроль над АСВ переходит от правительства к ЦБ, не столь критичен, так как вопрос санации банков должен курировать регулятор". Впрочем, у новой концепции санации есть и критики. "По сути, степень влияния ЦБ на санацию возрастет, и это самая большая ошибка — замкнуть на него процесс оздоровления: он и так не очень прозрачный, а в такой конфигурации совета директоров АСВ у внешних наблюдателей будет еще меньше объективной информации о том, как идет процесс оздоровления,— считает главный экономист консалтинговой компании "ПФ Капитал" Евгений Надоршин.— Более того, контроль над процессом санации позволит ЦБ успешно скрывать огрехи собственного надзора, так как не будет внешней стороны, которая это может обнаружить, а проколы у надзора в последние пару лет стали слишком очевидными".
Впрочем, Евгений Надоршин признает, что оздоровление через АСВ под контролем ЦБ все же лучше, чем тотальное управление Центробанком санацией через собственный фонд и УК.
Оставшийся вопрос — кому отдать "Российский капитал" — тоже практически решен. Главный претендент — Агентство по ипотечному жилищноме кредитованию (АИЖК). Эта тема как минимум два месяца обсуждается на совещаниях у Игоря Шувалова с участием АСВ, "Российского капитала" и АИЖК. По сведениям "Ъ", вопрос о передаче "Российского капитала" другому инвестору планируется решить до конца текущего года. Глава АИЖК Александр Плутник при поддержке Минстроя, по словам собеседников "Ъ", видит синергию в приобретении этого актива. Напомним, что незадолго до смены команды в АИЖК в 2015 году идея приобретения собственного банка активно обсуждалась прежним менеджментом АИЖК. "Новый менеджмент тоже эту идею не оставил, тем более что сейчас у АИЖК есть большие амбиции по тому, чтобы занять существенную долю на рынке ипотеки, и в этом ему может помочь собственный банк",— говорит собеседник "Ъ", близкий к АИЖК.
"Российский капитал" может стать для АИЖК той кредитной организацией, через которую можно выдавать в больших объемах ипотечные кредиты, а потом секьюритизировать их в рынок,— говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией.— Если АИЖК удастся это осуществить и занять существенную долю на рынке, а агентство хочет стать сопоставимым по объемам ипотеки с госбанками, то это позволит ему диктовать правила игры на рынке и с ним придется считаться другим игрокам.
АСВ, ЦБ, Минфин, АИЖК, представитель Игоря Шувалова отказались от комментариев.
Юлия Локшина